История рождения мозгового штурма
27 июня 1942 года. С берегов Исландии в сторону Мурманска движется конвой из семи гражданских судов, в сопровождении группы прикрытия — трех кораблей британского флота.
- Необычная тишина для этих мест, тебе не кажется? — матерый капитан судна пристально всматривается через бинокль в бескрайнюю водяную пустыню.
- Да, это странно, сэр. Прошлый конвой чудом спасся, проходя норвежские воды, — седой старпом смачно затягивается сигарой, держа ее всего лишь одним указательным пальцем и обрубком большого.
Бдыжь-гдыжь-бабаххх.
- Джонсон, что это было?
- Не знаю, сэр. Горит траулер. Видимо нарвался на мину. Сэр, вы слышите гул самолетов? Это воздушная атака. Надо готовить спасательные шлюпки.
- Джонсон, нет. Если они умны, то не потопят нас. Здесь 250 тонн полезного груза. Кто ж откажется от тушенки, сахара и запчастей?
Гдыжь-бах...
- Вот дерьмо, они подбили эсминец, — капитан сжал кулак до белых костяшек и сплюнул адреналиновую слюну.
- Сэр, слева линкор ведет бой с вражеской флотилией. Мы уже потеряли 4 сухогруза. Какие наши действия? - молодой штурман вытирает со лба черный пот и протягивает капитану карту минных полей.
- Роджер, этой картой только подтереться. Сообщи оставшимся судам, чтобы уходили в рассыпную, иначе нас всех накроет.
- Сэр, по 12-й параллели на нас движется вражеский крейсер. Сейчас начнется торпедная атака. Разрешите подготовится к эвакуации? — прохрипел в рацию второй помощник капитана.
- Нет, Линч. Приказываю спустить все шлюпки по периметру судна. Держать их на расстоянии двух метров. Обложить машинное отделение и рубку мешками с сахаром. Нам всего сутки простоять. Дальше нас встретят советские корабли.
Бабаах-прсжщ... От торпедного удара сломалась грузовая стрела, а капитана выбросило из каюты прямо в рубку.
- Сэр, вы живы? - старпом с трудом поднимает капитана из лужи соленой воды вперемежку с кровью.
- Куда я денусь? - сварливо прокрехтел капитан.
- Сэр, у нас небольшая пробоина в машинном отделении. Старший механик погиб, котельщик тяжело ранен, мотористы пытаются заварить дыру изнутри. Нужно скинуть часть груза, так мы прибавим еще пару узлов. Может оторвёмся.
- Пару узлов ничего не дадут. Дай-ка мне рацию, — капитан поправил китель, надел фуражку и глубоко вздохнул:
"Внимание! Всем членам экипажа собраться на главной палубе. Немедленно".
- Братья. Дорогие мои. Мы остались одни. Из оружия всего лишь пистолеты. Ими только крыс считать, — капитан резко скидывает фуражку, — Прямо сейчас я не капитан. И вы не мои подчиненные. Я прошу вас включить мозги и отставить панику. Давайте вместе подумаем, как отбить следующую атаку. Наш коллективный ум — наша сила. Пусть выскажется каждый. Принимаются даже самые странные и нелепые предложения. Терять нечего.
Кто-то предложил поднять белый флаг. Кто-то — отстреливаться сигнальными ракетами.
Через пару минут слово взял опытный боцман в рваных штанах и обгоревших усах:
- Кэп, я человек простой, три класса образования. Предлагаю нам всем снять штаны и просто ссать за борт. Кто знает, может так мы отгоним торпеды?
Вся команда завыла от смеха.
- А ведь это выход, — выкрикнул старпом. Что если мы возьмем пожарные шланги, включим насосы, и забортной водой будем отгонять торпеды?
Капитан быстро поднял фуражку: - Всем за брандспойты.
Через пару минут в двух метрах от судна начались взрывы.
- Кэп, сработало. Сработалоооо! Есссс!
- Сэр, до Мурманска еще сутки. По радио сообщили, что советы ведут тяжелые бои в акватории. На помощь к нам никто не придет.
Капитан положил руку на плечо штурману, резко почесал нос и по-доброму улыбнулся:
- Значит идем в Архангельск.
.........
После войны такая методика принятия групповых решений постепенно внедрилась в практику разных компаний. Ее назвали "Мозговым Штурмом", а позже — групповой фасилитацией.
* Примеры практической анархии